

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность— способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Руководство пользователя «Банк заданий» для учителей
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
Информационно-методические материалы
- Формирование математической грамотности на уроках математики средствами УМК и пособий Издательства «Просвещение»
- Проект ГБОУ ИРО КК. Методические рекомендации по повышению ФГ в ОО Краснодарского края
- Сборник лучших практик организации внеурочной деятельности
- Сборник лучших практик по формированию естественнонаучной грамотности
- Сборник материалов по формированию ФГ по предметам естественнонаучного цикла
- Сборник. Функциональная грамотность школьников
- Банк тренировочных заданий по оценке ФГ
- Примеры открытых заданий PISA по ФГ совместному решению задач
Диагностические работы для учащихся 5-11 классов, демонстрационные варианты
- Глобальные компетенции
- Естественнонаучная грамотность
- Креативное мышление
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Читательская грамотность
Документы и материалы школьного уровня
- Приказ Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 28 г. Сочи
- План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 28 г. Сочи на 2022-2023 учебный год
- Приказ МОБУ СОШ №28 г. Сочи от 02.03.2023 № 53-ОД «О проведении диагностических работ по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в 2023 году
- Приказ МОБУ СОШ №28 г. Сочи им. Героя Гражданской войны Блинова М.Ф. от 21.01.2022 № 541-ОД «об актуализации плана проведения самодиагностики по вопросам организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- Приложение № 1 к приказу от 21.09.2021 № 341 План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся МОБУ СОШ № 28 г. Сочи им. Героя Гражданской войны Блинова М.Ф. в 2021-2022 уч.г.
- Приказ от 21.09.2021 № 341 «об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОБУ СОШ № 28 г. Сочи им. Героя Гражданской войны Блинова М.Ф.»
Документы муниципального уровня
- Приказ УОН от 02.12.2022 № 1944 «О проведении тематических недель по ФГ»
- Приказ УОН от 23.11.2022 № 1858 «Об организации работы по повышению ФГ в 2022-2023 уч. году»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №62 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо СЦРО от 25.01.2022 №64 «О размещении материалов сборников»
- Приказ УОН от 06.12.2021 №1712 «О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 № 3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»»
- Письмо УОН от 12.10.2021 №6834/26.01-20 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН от 11.10.2021 № 1359 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- МКУ СЦРО от 27.08.2020 № 02-04/533 «О методических материалах по формированию функциональной грамотности»
- Приказ УОН от 27.11.2020 №1258 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности в общеобразовательных организациях города Сочи в 2020-2021уч.г.»
Документы регионального уровня
- Письмо МОНиМП КК от 23.12.2022 № 47-01-13-23651-22 «О развитии ФГ обучающихся»
- Приказ МОНиМП КК от 19.12.2022 № 3268 «Об организации по повышению функциональной грамотности в ОО в 2022-2023 учебном году»
- Приказ МОНиМП КК от 01.12.2021 №3590 «О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021»
- Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края»
Документы и материалы федерального уровня
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 года № 03-1526 — «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации и Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 «Об оранизации работы по повышению ФГ»
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО
- Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 года № ТВ-9404 — «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Указ Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»